Реализация 415-ФЗ

 Портал ЕГАИС учета древесины и сделок с ней


Разъяснения

отдельных вопросов, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013года №415- ФЗ « О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации Кодекс Федерации об административных правонарушениях»

 

28 декабря 2013года подписан Федеральный закон №415 – ФЗ « О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон №415 – ФЗ).

В целях формирования единообразной практики применения соответствующих положений законодательства в части учета, транспортировки, маркировки древесины и учета сделок с ней сообщаем следующее.

 

1.Учет древесины.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежит учету до её вывоза из леса. При этом учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующие леса, осуществляющие мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи.

Данные положения Федерального закона № ФЗ - 415 вступают в силу с 1 января 2015года.

Таким образом, с указанной даты подлежит учету до её вывоза из леса вся древесина, полученная в результате рубок, в том числе:

- при всех видах использования лесов, включая виды использования лесов, предусмотренные статьями 43-46 Лесного кодекса РФ;

- в ходе осуществления санитарно – оздоровительных мероприятий;

- в ходе выполнения работ в соответствии со статьей 19 (ОЗВ) Лесного кодекса РФ.

При этом данное требование распространяется на древесину, заготовленную в лесах, то есть в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, а также землях иных категории, указанных в статье 23 ЛК РФ.

Древесина, заготовленная вне территории лесов (на дачных или приусадебных участках, на землях населенных пунктов вне городских лесов, на землях вне границ лесничеств, лесопарков), обязательному учету, предусмотренному статьей 50.1 ЛК РФ, не подлежит.

Также отмечаем, что Федеральный закон №415 – ФЗ предусматривает учет древесины как операцию, осуществляемую единожды: до вывоза древесины из леса. Учет древесины как товарной продукции после ее вывоза из леса регулируется гражданским законодательством, законодательством о бухгалтерском учете, правилами приемки товара по количеству и качеству, а также иными нормативами правовыми актами, но не статьей 50.1 ЛК РФ.

Таким образом, действие положений статьей 50.1 ЛК РФ распространяются исключительно на учет древесины, осуществляемый до её вывоза из леса. Иные учетные и измерительные операции, в том числе осуществляемые в рамках исполнения обязательств по договорам, квалификации как учет древесины не подлежат.

Порядок учета древесины в настоящее время разрабатывается Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Минприроды России. Отдельно Рослесхоз отмечает, что обязанность осуществлять учет древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд, частью 3 статьи 50.1 ЛК РФ возложена на органы, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ на заключение договоров купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд.

С 1 июля 2015 года нарушение порядка учета древесины влечет наложение административного штрафа (часть 3 статьи 8.28.1 КоАП РФ).

При этом отмечаем, что полномочия по составлению протоколов в случаях нарушения порядка учета древесины возложена на должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

 

2.Транспортировка древесины.

Согласно частям 1 и 2 статьи 50.4 ЛК РФ транспортировка древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа (Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 года №571).

Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

Таким образом, с 1июля 2014 года (момента вступления данной нормы) транспортировка древесины без соответствующего сопроводительного документа будет являться нарушением законодательства.

При этом отмечаем, требования статьи 50.4 распространяются на всю древесину, транспортировка которой осуществляется на территории РФ, вне зависимости от места рубки (в лесах и за пределами лесов), которая соответствует Видам древесины, определенным Правительством РФ (далее – Перечень видов древесины).

Обязанность иметь соответствующий сопроводительный документ будет распространяться на лиц, осуществляющих перевозку древесины, вне зависимости от правовых оснований перевозки (договор перевозки, перевозка собственной древесины и т.д.).

Отдельно отмечаем, что согласно части 3 статьи 50.4 ЛК РФ требования о наличии сопроводительного документа не применяются к транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.

С 1 января 2015 года транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение административного штрафа (часть 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ).

Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в пределах своих полномочий.

 

3. Маркировка древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 50.2 ЛК РФ древесина ценных пород (дуб, бук, ясень), включенная в Перечень видов древесины, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими, её вывоз из Российской Федерации. Данные положения вступают в силу с 1 января 2015 года. Древесина дуба, бука, ясеня, использование или переработка которой осуществляется на территории Российской Федерации, маркировке не подлежит.

С 1 июля 2015 года нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой (часть 4 статьи 8.28.1 КоАП РФ).

Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица таможенных органов.

 

4. Декларирование сделок с древесиной.

С 1июля 2015 года согласно части 1 статьи 50.5 ЛК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа.

Обязанность подавать соответствующую декларацию возложена исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Физические лица, приобретающие древесину или совершающие с ней иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством, декларацию о сделках с древесиной подавать не обязаны.

При этом согласно части 4.1 статьи 30 ЛК РФ древесина заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами. Декларация о сделках с древесиной подается каждой стороной сделки. При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации), включая сделки по купле-продаже древесины, мене, внешнеэкономические сделки и т.д.

Декларированию подлежат сделки с древесиной, включенной в Перечень видов древесины.

При этом подчеркиваем, что декларация о сделках представляется исключительно в форме электронного документа непосредственно в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней через соответствующий сайт в сети «Интернет». Какое-либо дублирование на бумажных носителях, а равно проверка деклараций на уровне субъектов Российской Федерации Лесным кодексом Российской Федерации не предусматривается.

Перечень информации, которая должна быть указана в декларации о сделках с древесиной, содержится в части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, при отчуждении древесины соответствующие договоры, заключенные лицами, осуществившими ее заготовку, должны содержать сведения о документах, которые указаны в пункте 3 части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2016 года непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, являющегося оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, и его территориальных органов.

5. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней

В соответствии с частью 1 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) является федеральной информационной системой.

Информация, включаемая в ЕГАИС, перечислена в части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом в целях избежания дублирования информации в ЕГАИС и в других государственных информационных системах согласно части 10 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если информация, которая должна представляться для включения в ЕГАИС, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация и информация, содержащаяся в материалах дистанционного зондирования, подлежат включению в ЕГАИС из иных государственных информационных систем. Такой подход позволит также избежать двойной работы и включить в ЕГАИС сведения из государственного лесного реестра и других государственных информационных систем в автоматическом режиме.

В соответствии с частью 12 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в ЕГАИС в срок не более чем три рабочих дня со дня:

1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли- продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 указанной статьи;

Информация, включаемая в ЕГАИС, перечислена в части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации. 

При этом в целях избежания дублирования информации в ЕГАИС и в других государственных информационных системах согласно части 10 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если информация, которая должна представляться для включения в ЕГАИС, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация и информация, содержащаяся в материалах дистанционного зондирования, подлежат включению в ЕГАИС из иных государственных информационных систем. Такой подход позволит также избежать двойной работы и включить в ЕГАИС сведения из государственного лесного реестра и других государственных информационных систем в автоматическом режиме.

В соответствии с частью 12 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в ЕГАИС в срок не более чем три рабочих дня со дня:

1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли- продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 указанной статьи;

2) приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 указанной статьи.

Данные обязанности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления вступают в силу с 1 января 2015 года.

При этом планируется, что в целях избежания дублирования информации соответствующие формы государственного лесного реестра, отчетов об осуществлении переданных полномочий, а также ЕГАИС будут гармонизированы, что позволит представлять соответствующую информацию единожды.

С 1 июля 2015 года непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в ЕГАИС, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, являющегося оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, и его территориальных органов.


Нормативно правовые акты:

Федеральный закон 415-ФЗ от 28.12.2013 г.

Распоряжение правительства РФ от 19.11.2014 N 2320-р "Об утверждении перечня размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования открытой информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней"

Распоряжение правительства РФ от 17.12.2014 N 2582-р "Об утверждении перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней"  

Распоряжение правительства РФ от 13.06.2014 N 1047-р "Об утверждении перечней видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса РФ"

Постановление правительства РФ от 16.12.2014 N 1370 "Об утверждении Положения овзаимодействии единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем"

Постановление правительства РФ от  03.11.2014 N 1148 "О направлении запросов опредоставлении информации, содержащейся в единой государственнойавтоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней"

Постановление правительства РФ от   21.06.2014 N 571 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины"
(вместе с "Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины")

Постановление правительства РФ от  03.12.2014 N 1301 "Об утверждении Правилпредставления информации в единую государственную автоматизированнуюинформационную систему учета древесины и сделок с ней"

Постановление правительства РФ от  26.12.2014 N 1525 "Об утверждении Правил учета древесины"

Постановление правительства РФ от   04.11.2014 N 1161 "Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)"

Постановление правительства РФ от   28.01.2015 N 55 "О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней" (вместе с "Правилами эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней")

Постановление правительства РФ от   06.01.2015 N 11 "Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной"

ОК 005-93. Общероссийский классификаторпродукции"


Информация о штрафах

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 191.1. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

1. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере - сто пятьдесят тысяч рублей.

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 415-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 1 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 января 2016 года.

1. Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 2 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 года.

2. Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 3 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 года.

3. Нарушение порядка учета древесины -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 4 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 года.

4. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.

5. Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.